Насосы многоотводные: 11-4, 12-4, 11-8, 12-8, 21-8, 22-8
Назначение насосов
Насосы многоотводные для жидкого смазочного материала с качательным и вращательным приводными устройствами предназначены для подачи под номинальным давлением 50 MPa к трущимся поверхностям машин минеральных смазочных масел кинематической вязкостью 10-1500 мм²/с при температуре окружающий среды от 1 до 40 ºC.
Масло должно соответствовать 12 классу чистоты.
Климатическое исполнение и категория размещения насосов, предназначенных для стран с умеренным климатом, - УХЛ4, для стран с тропическим климатом – О4.1.
Насосы изготавливаются двух исполнений по типу приводного устройства:
1 – с качательным приводным устройством ( с числом отводов 4 и 8);
2 – с вращательным приводным устройством ( с числом отводов 8).
Насосы изготавливаются двух исполнений по расположению приводного устройства относительно устройства визуального контроля:
1 – с правой стороны;
2 – с левой стороны.
Пример условного обозначения насос с качательным приводным устройством, расположенным справа, имеющего 4 отвода. Предназначенного для работы в умеренном климате, категории размещения 4: “Насос 11-4-УХЛ4 ОСТ 2 Г23-2-87”.
Технические данные
Параметр |
Норма для насоса |
||
11-4 12-4 |
11-8 12-8 |
21-8 22-8 |
|
Номинальное давление, MPA |
50 |
||
Количество рабочих отводов |
4 |
8 |
8 |
Номинальный объем, подаваемый в отвод за оборот распределительного вала, см³, не менее |
0,2 |
||
Диапазон регулирования объема, подаваемого в отвод за оборот распределительного вала, см³ |
0-0,2 |
||
Диапазон частот вращения распределительного вала, s-1 |
0,063-0,160 |
||
Передаточное число редуктора |
- |
- |
1:100 |
Номинальная вместимость резервуара, дм³ |
4 |
6,3 |
6,3 |
Масса (без масла), кг, не более |
36 |
52 |
56 |
Устройство и работа
Насос состоит из корпуса, служащего резервуаром для масла и базой для монтажа всех узлов и деталей; насосных секций, имеющих каждая по два насосных элемента; качательного или вращательного привода, устанавливаемого согласно заказ-наряду с правой или с левой стороны корпуса насоса.
Корпус 15 (рис. 1,2) – коробка прямоугольной формы. В стенках и внутренних ребрах корпуса расточены отверстия, в которые монтируется коленчатый вал 14.
Рис. 1 Насос с четырьмя отводами и качательным приводом, расположенным справа:
1 – винт; 2 – колесо храповое; 3 – собачка обратная; 4, 8 – пружина; 5 – стекло масломерное; 6 – собачка рабочая; 7 – ось рабочей собачки; 9 – пробка; 10, 19 – фланец; 11 – планка; 12 – валик; 13 – уплотнение; 14 – вал коленчатый; 15 – корпус; 16, 24 – крышка; 17 – рым-болт; 18 – ось обратной собачки; 20, 27 – шплинт; 21 – шайба; 22 – масленка; 23 – гайка; 25 – шпонка; 26 – рычаг ручного привода; 28 – рычаг; 29 – фильтр; 30 – толкатель; 4*отв. глуб. 21
Рис. 2 Насос с восемью отводами и качательным приводом, расположенным справа:
1 – винт, 2 – колесо храповое; 3- -собачка обратная; 4, 8 – пружина; 5 – стекло масломерное; 6 – собачка рабочая; 7 – ось рабочей собачки; 9 – пробка; 10, 19 – фланец; 11 – планка; 12 – валик; 13 – уплотнение; 14 – вал коленчатый; 15 – корпус; 16, 24 – крышка; 17 – рым-болт; 18 – ось обратной собачки; 20, 27 – шплинт; 21 – шайба; 22 – масленка; 23 – гайка; 25 – шпонка; 26 – рычаг ручного привода; 28 – рычаг; 29 – фильтр; 30 – толкатель; *4 отв. глуб. 21
К боковым фланцам корпуса крепятся: с одной стороны фланец 10 с валиком 12, с другой стороны – привод. Валик служит для поворота коленчатого вала 14 вручную. Во избежание утечек масла из корпуса фланец имеет уплотнение 13, которое крепится к фланцу планкой 11, и прокладку.
Передняя сторона корпуса насоса имеет обработанную плоскость с резьбовыми отверстиями и окнами для установки насосных секций. В нижней части корпуса имеются четыре плилива с резьбовыми отверстиями для креаления насоса при монтаже. В боковых стенках корпуса расположены два отверстия для слива масла (отверстия закрываются резьбовыми пробками).
В углах корпуса установлены и закреплены винтами масломерные стекла 5.
В крышке 16 насоса расположена горловина для заливки масла, снабженная приемным фильтром 29. Горловина закрывается крышкой 24.
Герметичность соединений крышки и корпуса обеспечивается прокладкой.
Насос в сборе поднимается с помощью рым-болтов.
Насосная секция предсавляет собой корпус 10 (рис. 4), в котором смонтированы два насосных элемента.
Дозирующий плунжер 3 установлен в отверстии вилки 4 с зазором, осевой разбег плунжера ограничен толкателем 2. предохранение толкателя от самопроизвольного поворачивания обеспечивается стопорной пружиной 1.
Соединительная трубка 33 одним концом присоединена к корпусу секции. Конец трубки предварительно развальцован, а кольцо 32 расчеканены; другой конец трубки приварен к кольцу 7..
Технологические отверистия в корпусе секции заглушены резьбовыми пробками 9.
Штифт 31 служит для предотвращения осевого смещения цилиндра 16. В корпусе секции имеется приемная камера, разделенная перегородкой на два приемных корыта. Приемная камера закрыта смотровым стеклом 13 с рамкой 15, герметичность соединения обеспечивается прокладкой 14. Рамка со стеклом крепиться к секции винтами 11.
Уплотнение всех резьбовых соединений обеспечивается прокладками 8, 20 и 24.
К наконечнику 25 привариваются трубки, подводящии масло к смазываемым точкам.
В насосах с качательным приводом (рис. 1, 2) на выступающем конце коленчатого вала крепится рычаг с храповым механизмом. При качании рычага рабочая собачка. Упираясь в зубцы храпового колеса, насаженного на коленчатый вал с помощью шпонки, приводит вал во вращение рядом последовательных прерывистых движений. Для регулировки величины качания в рычаге предусмотрены два отверстия d=13 мм. Предельные углы качания рычага равны 16 º -60º.
Рис. 3.Насос с восемью отводами и вращательным приводом, расположенным слева: 1 – редуктор; 2 – фланец; 3 – валик; 4 – рычаг; *4 отв. глуб. 21; ** шпонка
Рис. 4. Насосная секция
1 – пружина стопорная; 2 – толкатель; 3 – плунжер дозирующий; 4 – вилка; 5 – плунжер; 6 – штуцер; 7, 32 – кольцо; 8, 14, 20, 24 – прокладка; 9, 23 – пробка; 10 – корпус секции; 11 – винт; 12 – капельник; 13 – стекло смотровое; 15 – рамка; 16 – цилиндр; 17 – клапан дроссельный; 18, 22, 29 – пружина; 19 – втулка; 21 – клапан обратный; 25 – наконечник; 26 – гайка нажимная; 27 – корпус обратного клапана; 28 – планка; 30 – клапан; 31 – штифт; 33 – трубка
Рабочая и обратная собачка прижаты к храповому колесу пружинами.
Съемный рычаг ручного привода с рукояткой насажен на свободный конец вала.
Коленчатый вал насоса при любом расположении привода должен вращаться в сторону, указанную на рисунке стрелкой Б. При повороте рычага 28 привода в направлении, указанном стрелкой Б, рабочая собачка захватывает один из зубьев храпового колеса, вал вращается.
Вращение передается коленчатому валу. Который заставляет двигаться возвратно-поступательно вилки и связанные с ними плунжеры 3 (рис. 4) и 5.
При ходе плунжеров вверх мало через отверстие в корпусе секции всасывается под дозирующий плунжер 3. При обратном ходе плунжеров клапан открывает перепускное отверстие, и масло вытесняется дозирующим плунжером в трубку. По трубке масло поступает через отверстие в кольцо 7 и в штуцер в капельник и по капельнику стекает в приемное корыто.
Количество масла, поданного за один ход дозирующего плунжера, регулируется вывертыванием или завертыванием толкателя, что изменяет величину свободного хода плунжера в вилке.
При верхнем положении плунжеров масло стекает из приемного корыта чарез отверстия в корпусе секции и в цилиндре во внутреннюю полость цилиндра.
При рабочем ходе плунжера 5 перекрывает отверстие в цилиндре. Масло, вытесняемое плунжером, преодолевает сопротивление пружины 18, отчимает дроссельный клапан 17 вниз и поступает по его каналам через отверстия во втулке 19 к обратному клапану 21. Под давлением масла обратный клапан преодолевает сопротивление пружины 22 и открывается, пропуская масло через отверстие в пробке 23 в наконечник 25. Из наконечника масло поступает к смазываемой точке.
В насосах с вращательным приводом к боковым фланцам корпуса крепятся с одной стороны редуктор 1 (рис. 3), с другой стороны фланец 2 с валиком 3.
Валик служит для поворота коленчатого вала вручную рычагом 4.
Редукото состоит из корпуса 1 (ис. 5) и крышки 2, в которых смонтированы червяк 7 и валик 6. На валике свободно посажено червячное колесо 3, передающее вращение валику через собачку 4, сцепленную с уступом кольца 5, насаженного на шпонке.
Во избежание утечек масла из корпуса насоса и редуктора фланец 3 (рис. 3) снабжен манжетой, а в расточке корпуса редуктора установлена сальниковая набивка, затянутая грунбуксой 8 (рис. 5) и нажимной гайкой 9.
Присоединительные размеры корпуса редуктора 1 (рис. 3) и фланца 2 одинаковы, что дает возможность осуществлять монтаж редуктора с правой или с левой стороны корпуса насоса.
Рис. 5 . Редуктор: 1 – корпус; 2 – крышка; 3 – колесо червячное; 4 – собачка; 5 – кольцо; 6 – валик; 7 – червяк; 8 – грундбукса; 9 – гайка; 10 – корпус сальника
Другие товары из этой категории: